Рязань решает, где находятся главные достопримечательности мещерского края

Сроки проекта: c 25 июня по 31 августа

В настоящее время как у жителей региона, так и у гостей отсутствует наглядное представление о многих достопримечательностях Рязанского края, их месторасположении и предлагаемых там услугах. Потенциал развития туризма в регионе не реализуется в полной мере.

Цель нашего проекта – это увеличение посещаемости объектов туристической инфраструктуры для повышения доступности и для максимальной интеграции объектов в туристский оборот.

Решение ситуации видится в создании цифрового сервиса – карты памятных мест Рязанской области, на которой пользователи могут размещать информацию о достопримечательностях, а также оставлять отзывы и комментарии, для того, чтобы руководство муниципальных образований, где размещены памятные места, могли определить вектор туристической политики исходя из пожеланий граждан.

В результате создания цифровой карты ожидается рост привлекательности региона, развитие сферы услуг, рост производства и увеличение доходов населения.

Ниже вы можете оставить информацию об известных вам достопримечательностям, для этого зарегистрируйтесь на платформе, выберете категорию и опишите памятное место. Вы можете комментировать и голосовать за предложения остальных жителей города. Больше идей – лучше понимание территории: ее существующего использования и перспектив!


Самые активные авторы получат призы!

Главный приз самому активному участнику проекта, который определится по итоговому подсчету общего рейтинга – футболка «100 городских лидеров» (включает в себя бесплатную доставку по России);

Приз за самое большое количество поданных на карту заявок по достопримечательностям и памятным местам – подписка на радио «Арзамас» с неограниченным доступом к лекциям и статьям признанных ученых, исследователей, критиков в сфере гуманитарных наук;

Приз "выбор экспертов", определяется экспертами, по итоговой оценке заявок поданных для карты достопримечательностей – 1 месяц подписки на книги, аудиокниги и комиксы из библиотеки Букмейта;

Кроме этого, 5 участников с самыми интересными идеями и наибольшим количеством лайков и комментариев получат электронные грамоты от Центра городских компетенций Агентства стратегических инициатив!

Эксперты:

Мария Юрьевна Кокорина - директор туристического агенства "МК-тревел";

Петр Александрович Акимов - руководитель туристического клуба "Азимут";

Ирина Николаевна Пришвина - эксперт-культуролог.

Все участники будут награждены почетными грамотами Центра городских компетенций АСИ.

Спасибо за участие!

Заявка #5786

Адрес

391670 Рязанская область, г. Кадом, ул. Ленина, 47

Название

Кадомский вениз

Категория

Инфраструктура

Описание

озникновения Кадомского вениза уходит далеко в прошлое. В народе до сих пор бытует интересная легенда.

Открыв окно в Европу, русский царь Петр I повелел всем знатным людям и боярам носить европейскую одежду, богато отделанную венецианским и брюссельским кружевом. Приобретался этот наряд за золото. И чтобы сберечь российскую казну, царь повелел обучить искусству заграничного кружевоплетения русских мастериц, пригласив на Русь венецианских монахинь, которые и в Кадом скоро прибыли.

Кадомчанки, издавна славившиеся рукоделием, охотно освоили эту ювелирную технику, из их рук стало выходить венецианское кружево, сплетенные иглой сказочные узоры. А вскоре на этой основе создали уникальную игольчатую вышивку - кадомский вениз, оставив в названии что-то венецианское.

В 1913 году в Кадоме открылась кружевная школа, сооруженная на средства Авиновой. Школа с бесплатным обучением, с общежитием, с выдачей пособий при заболевании, с введением наград за лучшие работы. Стояла она на берегу Мокши, с северной стороны города. Деревянное, двухэтажное светлое здание по своей архитектуре и убранству было в числе лучших в городе. Располагало учебными классами, мастерской, раздаточным пунктом, складом готовых изделий и складом материала. Обучались в ней девочки горожан и окрестных крестьян плетению и вышивке, а также грамоте в пределах двухлетнего курса сельской школы. Она имела богатую библиотеку с русскими и заграничными художественными изданиями и пособиями рисунков для филе и гипюра. При школе был создан превосходный музей из приобретенных у кадомчан старинных строчевышивальных изделий и кружев.

В качестве инструктора была приглашена воспитанница Мариинской кружевной школы Петербурга Пелагея Васильевна Угрюмова. Она имела большой опыт кружевного дела по работе в Ельце, сама составляла рисунки, вводила новые технические приемы и способы. Для сбора образцов выезжала в Вологодскую, Орловскую губернии, в Крестцы. Обходила деревни и села, собирала у населения старинные русские кружева. Ей приходилось вести сложную работу в двух направлениях: заграничные фирмы требовали вещи с русским узором, русские богатые потребители предпочитали изделия с западными мотивами. И приходилось создавать композиции в обоих случаях. Мастерство, с которым исполнялись эти композиции, свидетельствует, что их творили художницы-рисовальщицы с большим опытом и умением. Усердие Авиновой по внедрению техники игольчатого кружева увенчалось успехом, она стала в Кадоме родной, ею превосходно овладели местные мастерицы. Авинова руководила пунктом до 1925 года. И только после этого школа была включена в систему ВСНХ. Заведующей Кадомским кустарным пунктом была назначена Свинарская Эмилия Евстафьевна - большой знаток народного искусства. Зав. производством оставлена Угрюмова, вплоть до 1936 года.

Приняв под свое ведение частновладельческое предприятие, Эмилия Евстафьевна энергично занялась его перестройкой. Школа стала швейно-вышивальным техникумом, на базе мастерской организована промыслово-кооперативная артель «Пробуждение», в которую вошли 25 кружевниц-надомниц, их список сохранен в архиве фабрики. Артель вполне оправдала свое название. Совместная работа подняла чувство ответственности каждого перед коллективом, стремление не отстать от соседки. В тот период экспорт кружевных изделий в Америку и Европу имел важное значение в госбюджете, и кадомские кружевницы внесли в него свою долю.

Артель в основном специализировалась на выпуске кружевных и венизных изделий. Кружевницы внесли в свое творчество новые узоры, в них впервые отразилось любовное отношение к родной природе, которой так богата кадомская земля. Красивое кружево пользовалось большим успехом. На выставке в Мексике в 1927 году изделия заслужили Диплом 1 степени, на выставке в Лионе - Золотую медаль.

К 1933 году численность работниц достигла более 150 человек. С ростом их мастерства совершенствовалась техника вышивки, расширялся ассортимент выпускаемой продукции. В производство внедряются виды отделки: гладь, прорезь, строчка, обвив, насыпь. Все говорило о дальнейшем росте и укреплении кадомского промысла.

Война нарушила работу кружевниц. Артель перешла на выполнение военных заказов, часть работниц ушла на трудовой фронт рыть окопы. Только с третьего года войны стали вновь выполняться художественные изделия.

В 1953 году за высокое качество кружева Постоянный павильон Всесоюзной торговой палаты присудил артели Диплом III степени и ежегодную денежную премию в размере 20 тысяч рублей. На следующий год предприятие принимает участие в Международных выставках в Брюсселе и Монреале, за что было отмечено Почетной грамотой. В 1956 году отраслевой Комиссией экспертного Совета была проведена проверка ассортимента и качества выпускаемой продукции. По итогам проверки Комиссия приняла решение за хорошую работу сохранить за предприятием Диплом III степени и ежегодную денежную премию.

В 1960 году артель была переименована в фабрику «Пробуждение», численность работающих составляла 30 человек. Фабричные изделия были направлены в Москву на Всесоюзный смотр-конкурс. Основную часть продукции составляли строчевышитые изделия. В конце 60-х и начале 70-х годов фабрика принимала участие во Всесоюзных выставках художественных промыслов в Москве. Но без знаменитого вениза. В военные и послевоенные годы мода на вениз прошла: не до него было. Но на фабрике из поколения в поколение передавалось искусство этой чудесной вышивки. В душе каждая кружевница мечтала о белом игольчатом чуде. И вот спустя 30 лет после победного 1945 года группа мастериц во главе с художником Е.В.Шембаковой - А.В.Дмитриева, А.И.Лазарева, А.С.Жуковская, Л.М.Никитна - вернулись к венизу. В честь 30-летия Победы над фашистской Германией они выполнили венизные салфетки. К 60-летию Октября художник А.Н.Петрунина с группой мастериц создали венизный комплект «Звездное небо», в него вошли венизная дорожка и шесть венизных салфеток. Венизное чудо сначала попало в Рязань на областную выставку, а затем в Москву на ВДНХ СССР, где вызвало большой интерес многочисленных экскурсантов. За свое творение мастерицы были удостоены поощрительной премии. В 1984 году фабрика направила на ВДНХ четыре модели женских блузок, отделанных ручной и машинной вышивкой.

И снова известен кадомский вениз, как в давние старые времена.

В 1985 году блузки, украшенные нашей традиционной вышивкой, экспортировались в Чехословакию. Через три года показывались на Московской межреспубликанской выставке. Комплект «Восторг», салфетки «Снежинка», венизные блузки красовались и на Красной Пресне на выставке товаров народного потребления «Консул-Экспо-90», вызвав поистине восхищение прекрасными творениями кадомских рукодельниц с фабрики «Пробуждение».

В настоящее время проаодятся иртересные экскурсии на предприятие.

1 доработка
Просмотр и добавление доработок недоступны