Атлас успешных практик соучастия и вовлечения жителей в развитие городской среды

Сроки проекта: c 23 октября по 30 декабря

СКАЧАТЬ АТЛАС

Центр городских компетенций Агентства стратегических инициатив (АСИ) подготовил «Атлас успешных практик соучастия и вовлечения жителей в развитие городской среды». В первую часть сборника вошли модельные решения, реализованные в городах России.

Поделитесь своим положительным опытом реализации городских проектов с вовлечением жителей.

Для добавления заявки вы должны быть зарегистрированы. Форма заявка будет доступна для вас нажатием кнопки «добавить идею».

Все поступившие заявки получат оценку экспертной группы, в которую входят ведущие российские урбанисты, архитекторы, социологи, художники и другие специалисты по формированию городских пространств.

Лучшие проекты войдут в «Атлас успешных практик» и станут примером для тиражирования и создания комфортных общественных территорий в других городах России.

" ЖИВЕМ НА СЕВЕРЕ"

Как бы ребенок не проводил каникулы, он воспринимает это как лучший способ отдохнуть. В условиях Норильского промышленного района не все родители имеют возможность отправить своего ребенка «на материк». Реальность такова, что система образования по-прежнему остаётся главным организатором отдыха и оздоровления детей. Летний отдых – это не только социальная защита, это и возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка. Разработка проекта « Живем на Севере» обоснована: повышением спроса родителей (законных представителей) не имеющих возможности отправить своих детей на отдых за пределы Норильского промышленного района на организованный отдых школьников; необходимостью укрепления здоровья юных «норильчан» и формированию у них потребности здорового образа жизни; Проект «Живем на Севере» является комплексным и включает в себя разноплановую деятельность, объединяя различные направления оздоровления, отдыха и воспитания. По продолжительности проект является краткосрочный и реализовывается в течение одной смены, построен с учётом возрастных и индивидуальных способностей детей от 12 до 16 лет. Целесообразность проекта раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии. Новизна проекта прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию отношений сотрудничества, содружества, сотворчества в условия жизни и отдыха в условиях Норильского промышленного района.

Проект реализовывался в три этапа:

I этап. Подготовительный –февраль - май

  1. Проведение совещаний по подготовке учреждения к летнему сезону;
  2. Издание приказа по учреждению о проведении летней кампании;
  3. Разработка программы деятельности летней профильной смены « Живем на Севере»
  4. Подготовка методического материала для работников профильной смены;
  5. Подбор кадров для работы
  6. Составление необходимой документации (план мероприятий, режим дня, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

II этап. Организационный – июнь

  1. Встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
  2. Запуск проекта «Живем на Севере»;
  3. Знакомство с правилами жизнедеятельности профильной смены.

III этап. Практический – июнь - июль

  1. Реализация основной идеи смены;
  2. Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
  3. Работа творческих мастерских.

IV этап. Аналитический – июль

  1. Подведение итогов смены;
  2. Выработка перспектив на лето 2020 года;
  3. Анализ предложений, высказанных детьми, родителями, педагогами, по деятельности летней профильной смены.

Содержание деятельности

Вся работа профильной школы состояла из комплекса учебных, воспитательных, физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также общественно-полезного труда. Проект включает три модуля: «Здоровье», «Экология», «Спорт». Изучая Модуль «Здоровье», ребята приобрели знания о том, как сохранить свое здоровье, предупредить его нарушение, навыки приготовления здоровой, полезной пищи. Состоялось пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях культуры питания коренных северных народов. Проблемы безопасности человека или группы людей в случае их автономного пребывания в экстремальных условиях природной среды: в безлюдных районах Крайнего Севера, в удаленных районах пустынь, в тропических зарослях джунглей и в бескрайних просторах вод океана изучались на модуле «Экология». Ребятам были предоставлены системные и практические знания сущности основных положений, принципов и норм, обеспечивающих безопасность в экстремальных условиях природной среды. Данный блок актуален, так как обеспечение безопасности жизнедеятельности человека - это довольно обширная область знания, которая изучает различные аспекты безопасности выживания человека в экстремальных ситуациях, возникающих в результате различных стихийных бедствий, а также при автономном существовании человека в экстремальных природно-климатических условиях. Модуль «Спорт» позволил овладеть теоретическими и практическими навыками в организации туристского путешествия. Происходит развитие физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности. К окончанию профильной школы каждый её участник накопил некоторое количество цветных символов(смайликов – внутренней валюты), это стимулировало творческую деятельность детей. Система стимулирования обеспечила стремление детей к занятиям различными видами деятельности и завершается вручением каждому грамот. Каждый день работы летней профильной школы способствовал приобретению новых знаний, дарил детям заряд энергии, бодрости, хорошего настроения. Был организован «Экран настроения», где ребята отмечали цветом (зеленый, желтый, красный) свое настроение в конкретный день. Такая работа отражает общее впечатление от прошедшего дня, позволяет проанализировать работу педагогов. Необходимо отметить высокий интерес детей к проводимым мероприятиям в летней профильной школе, о чем свидетельствуют отзывы ребят. В заключении был оформлен альбом, отражающий впечатления детей о мероприятиях летней школы. Таким образом, подводя итоги можно сказать, что основные цели: интеллектуальное, духовное и физическое развитие детей, организация их досуга и оздоровления были достигнуты.

Цель проекта

Цель реализации практики летней профильной школы «Живем на Севере» - обеспечение содержательного, безопасного досуга детей в период летних каникул. Наша школьная программа включает в себя стандартные общеобразовательные дисциплины, а летняя профильная школа, прежде всего, должна учить детей бытовым навыкам (кулинарии, шитью, садоводству и т.д.) и взаимодействию с окружающим миром. Ну а чтобы дети знали, как нужно общаться с природой не только "на словах", необходимо больше внимания уделять практике.

Инициатор проекта

Муниципальное учреждение «Управление общего и дошкольного образования Администрации города Норильска»

Проблема и задачи

Разработка проекта « ЖИВЕМ НА СЕВЕРЕ» обоснована: повышением спроса родителей (законных представителей) не имеющих возможности отправить своих детей на отдых за пределы Норильского промышленного района на организованный отдых школьников и необходимостью укрепления здоровья юных «норильчан» и формированию у них потребности здорового образа жизни;

Мотивация для граждан

Приобретение опыта работы в сфере организации безопасного летнего отдыха школьников в условиях климата Норильского промышленного района
Использование пространства образовательной организации для реализации проекта
Публичность результата работы по реализации проекта
Повышение качества летнего отдыха

Способ коммуникации

Информация о проекте на сайте городской администрации, в рубрике "Успешные практики ". В социальных сетях и СМИ публикуется информация о реализации проекта и его развитии, тем самым способствуя привлечению внимания горожан к обеспечению содержательного, безопасного досуга детей в период летних каникул

Механизмы вовлечения

Формирование команды проекта из числа инициативных педагогов и родителей.
Проведение публичных мероприятий
Проект "ЖИВЕМ НА СЕВЕРЕ" это реальное воплощение школы-мечты всех школьников. Здесь нет строгого расписания, не задают домашних заданий, не ставят оценок, и не заставляют учить то, что не интересно. Политика проекта построена на трех основных принципах: безопасность, удовольствие и эмоциональное развитие в условиях заполярной территории.

Механизм участия

1. Исследование проблемы организации летнего отдыха в НПР
2. Обсуждение и разработка проекта
3.Получение обратной связи на предмет удовлетворенностью организацией летнего отдыха для школьников не покидающих территорию Норильского промышленного района в период с июня по август.

Отбор участников

Участники внедрения практики и их роль в ее осуществлении:
Учащиеся - творческая самореализация, формирование культуры и навыков здорового образа жизни за полярным кругом.
Педагоги - создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья, обеспечивающих развитие личности с учётом её индивидуальных способностей, мотивов, ценностных ориентаций. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, за своевременность выполнения плана мероприятий
Родители - вовлечение детей в новые социальные связи, удовлетворение индивидуальных интересов и потребностей.
УО и ДО - контроль обеспечения содержательного, безопасного досуга детей в период летних каникул

Результат практики

- удовлетворение запроса родителей и детей на организованный отдых школьников (занятость детей, не выезжающих за пределы территории Норильского промышленного района в летний период);
- укрепление здоровья детей;
- самоутверждение ребенка в его собственных умениях и навыках;
- творческое развитие личности ребенка,
- профилактика безнадзорности детей,
- формирование детского коллектива и социализация детей.
По итогам реализации проекта оформляется альбом, отражающий впечатления детей о мероприятиях летней школы. Через анализ итогов подтверждается востребованность содержания и формы проведения в первую очередь самими обучающимися, а также родителями и педагогами.

Повторяемость

Используя опыт нашей школы в городе Норильске, ежегодно организуются летние профильные школы различного направления. Желательно организовывать несколько групп на базе одной школы, чтобы ученики могли сами решать, как они будут проводить свой день, и какие занятия они будут посещать. А формирование группы не по возрасту, а по интересам, развивает не только коммуникативные компетенции, но и чувство ответственности за младших товарищей. В качестве учителей можно привлекать не только профессиональных педагогов, но и приглашать на занятия родителей учеников, если им есть чему научить школьников.

Носитель/автор практики вовлечения

Инициативная группа родителей и педагогов МБОУ "СШ№9" города Норильска

Ссылка на сайт проекта/ новость о проекте/группу в социальных сетях

https://drive.google.com/file/d/1uLKWg6HIi0ehWZTnPEX_e_0x_5SPP8uk/view?usp=sharing

Приложить фото / файлы

НАШИ АКТИВИСТЫ.jpgЛУЧШИЕ СПОРТСМЕНЫ.jpgНУ КТО ТАК ДЕРЖИТ!.jpgРАБОТА НАД ПРОЕКТАМИ.jpgА МЫ ЗА ХОРОШИЕ ПРИВЫЧКИ!.jpgТОРОПЛЮСЬ МЕДЛЕННО!.jpgТЕПЕРЬ ВСЕ БУДЕМ УЧИТЬСЯ НА ПЯТЕРКИ ВЕДЬ ПРИЗ,ВОЛШЕБНЫЙ ДНЕВНИК.jpg