Атлас успешных практик соучастия и вовлечения жителей в развитие городской среды

Сроки проекта: c 23 октября по 30 декабря

СКАЧАТЬ АТЛАС

Центр городских компетенций Агентства стратегических инициатив (АСИ) подготовил «Атлас успешных практик соучастия и вовлечения жителей в развитие городской среды». В первую часть сборника вошли модельные решения, реализованные в городах России.

Поделитесь своим положительным опытом реализации городских проектов с вовлечением жителей.

Для добавления заявки вы должны быть зарегистрированы. Форма заявка будет доступна для вас нажатием кнопки «добавить идею».

Все поступившие заявки получат оценку экспертной группы, в которую входят ведущие российские урбанисты, архитекторы, социологи, художники и другие специалисты по формированию городских пространств.

Лучшие проекты войдут в «Атлас успешных практик» и станут примером для тиражирования и создания комфортных общественных территорий в других городах России.

Представлен один из разделов кейса первого эксперимента на территории Живой лаборатории Томска


Живая лаборатория Томска

территория экспериментов в
реальной городское среде для
решений в области «умного
города» и комфортной среды.
Территория ограничена тремя
молодежными улицами – Усова,
Вершина и Лыткина.

С октября 2018 по октябрь 2019
на территории Живой
лаборатории был реализован
первый эксперимент,
инициированный креативной
индустрией из России и
Нидерландов, и направленный на
формирование устойчивой и
комфортной городской среды,

наполненных смыслом

общественных пространств.
Эксперимент выполнялся с
вовлечением пользователей,
местных сообществ,
заинтересованных стороны и
местных производителей.


Цель проекта

выявление потребностей и возможных экспериментов на территории,
в дальнейшем, тестирование внедренных решений

Инициатор проекта

В городе Томске идея создания «живой лаборатории» родилась и развивается с 2017 года при международном сотрудничестве с организациями из Нидерландов.

Это инициатива «снизу-вверх»,
поддержанная региональной властью и местными сообществами.
Организаторы: ТГАСУ, Администрация Томской области.

Проблема и задачи

Проектирование общественных пространств с пользователями – конечными
потребителями – повышает степень востребованности дизайн-решений.
Пользователи не могут разработать дизайн, но что они знают лучше всех, так это свои потребности и то, как они сегодня их (не)удовлетворяют.

Задачи вовлечения пользователей в проекте LLTONE: (i) использовать возможность пользователей быть источником решений и идей (снижает
временные затраты на разработку и облегчает выбор решений); (ii) повышение
степени востребованности разрабатываемых дизайн-решений через тестирование и валидацию среди потенциальных пользователей; (iii) сформировать активное локальное городское сообщество, способное заботиться об общественных пространствах на стадии эксплуатации.

Мотивация для граждан

Люди – инноваторы - предприимчивы, активно ищут информацию, космополиты,
способны справляться с высокой степенью неопределенности.
Лидирующих пользователей и новаторов мы искали через онлайн сообщества и по сети рекомендаций.
Люди, склонные к быстрой адаптации новых продуктов, чаще являются лидерами
общественного мнения, более интегрированы в локальные социальные связи, чем инноваторы, воспринимаются как «локальные миссионеры».
Они снижают степень неопределённости относительно адаптации новых идей. Они же определяют переход новых идей в систему.

Способ коммуникации

Сегментацию пользователей делали через онлайн-опросрегистрацию, определяя через степень согласия или не согласия с утверждениями.

Развитие отношений с пользователями после первого контакта реализовывали онлайн, используя социальные сети и оффлайн в рамках тестирования
дизайн-концепций в местах концентрации пользователей на территории.

Механизмы вовлечения

Вовлечение пользователей основывалось на методологиях партисипаторного
планирования (participatory planning).
Однако особенностью «Живой лаборатории Томска» является тестирование новых решений. Поэтому в стремлении избежать тривиальных решений при чрезмерной ориентации на мнение большинства пользователей родилась дополнительная новизна соучастия в проекте.

Механизм участия

Мы интегрировали подходы, которые используют при разработки новых
продуктов:
метод лидирующих пользователей (leaduser method);
подход «развитие потребителей» (customer development
approach);
и технологию жизненного цикла адаптации новых продуктов (The Technology Life Cycle Adoption Curve) для сегментации пользователей и последующего вовлечения на разных стадиях процесса дизайна.
Таким образом, мы вовлекали людей, склонных к новым решениям на ранних этапах и основное большинство на стадиях тестирования готового дизайн-проекта.

Отбор участников

Кого вовлекали

Вместе с пользователями мы вовлекали местные сообщества и стейкхолдеров для создания востребованных дизайн-решений, а экспертов и местных производителей, чтобы гарантировать реализуемость дизайн-решений.

Вовлечение стейкхолдеров необходимое для соединения интересов разных сторон реализовывали в рамках регулярных индивидуальных и совместных рабочих встреч (более 50 за период проекта).
Каждые 2-3 месяца проводили открытые презентации для коммуникации промежуточных результатов и их обсуждения.
Так как временная дизайн-студия проекта работала каждую пятницу на базе ТГАСУ.
Каждый желающий мог прийти, чтобы принять участие в процессе дизайна. Предварительно мы делали анонсы по содержанию работы в социальных сетях и
сообщали лично.

Результат практики

За период проекта мы вовлекли 500 человек, 6 местных сообществ,
30 организаций. В сообществе в социальных сетях (vk) 445 человек.
По итогам проекта обнаружили, что тема изменений и новых решений для городской среды вызывает во всех вовлекаемых «бесплатный бензин», большинство хотят сделать вклад.
Между разными группами стейкхолдеров нет критических противоречий в
интересах, есть дистанция в доверии друг к другу.
Необходимо повышать степень просвещенности пользователей относительно принципов формирования городской среды.
Мы провели эксперимент с максимальной открытостью процесса проектирования, не противопоставляя себя ни одному из сообществ города или
администрации, стараясь делать проект с людьми и для людей.
Это работает, требует времени и терпимости.

ПРИМЕРЫ
Вовлечение общества инвалидов, иностранных
студентов и «серебряного поколения» повысило
инклюзивность дизайн-решений.
С лидирующими пользователями велосипедов
планировали размещение и формат исполнения
велосипедной инфраструктуры. А с сотрудниками
дорожного факультета ТГАСУ определяли
оптимальное покрытие (начальной идеей был
цветной асфальт).
Сообщество «Умный транспорт Томска» помогли
подготовить научное и нормативное обоснование
сужения автомобильной полосы по ул. Усова.
С ландшафтным клубом, специалистами
Ботанического сада и директором питомника в
Трубочево вместе генерировали идеи и продумали
концепции озеленения на ул. Усова.
Центр компетенций по развитию городской среды Томской области помог
подготовить проектно-сметную документацию и
пройти согласование сметной стоимости, а также
поддерживали весь проект на стадии реализации.
У нас была идея представить развитие вселенной
от большого взрыва до настоящего момента через
граффити на 160 м бетонном заборе (25 панелей)
вдоль улицы Вершинина. Для развития идеи мы
вовлекали научных сотрудников в области физики.

НАХОДКА
Стейкхолдеры могут молчать (по разным причинам)
Заинтересованные организации, от которых зависит дизайн-проект и его реализация, могут не рассказывать полной картины о своих планах или интересах (и имеют на это право).
Поэтому лучше использовать разные способы сбора информации.

Повторяемость

В настоящее время технология активно используется региональным Центром компетенций по развитию городской среды (https://sredatomsk.ru/)
И собственно, на заставке этого сайта размещена фотография с одного из мероприятий, описанного в данной практике.

Носитель/автор практики вовлечения

команда проекта LLTONE

Ссылка на сайт проекта/ новость о проекте/группу в социальных сетях

https://vk.com/lltone

1 доработка
Просмотр и добавление доработок недоступны