Умные парковки. Город для всех.
На современном этапе развития России как социального государства большое значение уделяется созданию комфортной городской среды. Следует признать, что уровень индивидуальной автомобилизации населения в российских населенных пунктах неуклонно повышается. И город Заречный не исключение. К сожалению, инфраструктура размещения всевозрастающего совокупного автопарка в городах заметно отстает от роста общего количества транспортных средств в них. Как следствие, автомобили в российских городах размещаются на пешеходных траекториях, во дворах, на детских площадках, на газонах и других участках без твердого покрытия. Это наносит непоправимый вред городской среде: разрушается пешеходная инфраструктура, газоны и другие элементы городского благоустройства, блокируется проезд автомобилей специальных служб и городских сервисов. С непокрытых участков городской территории, самовольно приспособленных жителями для размещения автомобилей, на дороги населенных пунктов выносятся тонны песка и грунта, делая улицы грязными и неопрятными, ухудшая внешний вид дорог и прилегающих зданий, а главное – ухудшая обзорность водителей и удлиняя тормозной путь автомобилей . Образующаяся при этом пыль наносит вред здоровью людей, засоряет ливневую канализацию и ухудшает экологию городов. В результате неорганизованной «бесплатной» парковки на территории муниципалитетов, все бремя расходов и недовольства жителей ложится на местную власть.
Для решения конфликта автомобилей и пешеходов предназначено городское парковочное пространство. В современных городах присутствуют публичные зоны и общественные пространства, организации торговли и досуга, спортивные объекты, парки и скверы, и наличие мест, специально предназначенных для удобного размещения автомобилей посетителей и клиентов, является существенным инструментом развития малого бизнеса. К сожалению, около каждого объекта притяжения жителей невозможно оборудовать парковочное пространство достаточной мощности, а также мотивировать местные бизнесы участвовать в формировании городского парковочного пространства. Единственным выходом является построение механизмов сотрудничества жителей, бизнеса и власти в совместном эффективном использовании городской территории, особенно в центральной и деловой частях городов.
Если проанализировать клиентопоток и маркетинговые мероприятия участников местных предпринимателей, то становится очевидным, что владельцы бизнеса и их клиенты одинаково заинтересованы в комфортном размещении автомобилей. Именно этим объясняется наличие вместительных парковок около больших торговых центров на окраинах города. В структуре маркетинговых мероприятий различных организаций даже специально выделяется стоимость привлечения каждого клиента. Эта величина вполне соизмерима со стоимостью парковки автомобиля на платном паркинге, а в отдельных случаях заметно превышает ее. Другими словами, участники городского бизнеса охотно готовы оплачивать комфорт собственных клиентов по размещению их автомобилей, и это вполне соотносится с их маркетинговыми бюджетами. Такой подход не только вовлекает городской бизнес в формирование городского парковочного пространства, но и делает городские парковки инструментом развития местного бизнеса.
Таким образом, городское парковочное пространство вполне может быть бесплатным для жителей и гостей города, если они выступают клиентами городского бизнес-сообщества.
Целью проекта является формирование современного городского парковочного пространства для развития городских сервисов и улучшения качества городской среды путем создания цифровой платформы совместной оплаты и инвестирования средств жителей, участников бизнеса и власти в благоустройство населенных пунктов.
Задачей проекта «Умные парковки. Город для всех» является построение инфраструктуры и цифровой платформы, которая позволяет местному бизнесу не только оплачивать парковку своих клиентов, но и стимулировать последующую лояльность последних. Поскольку бесплатным для клиентов является только отрезок времени, необходимый для совершения покупок либо для получения услуг, то это повышает эффективность использования высокоротационных парковочных мест в центральной части города. При этом городское парковочное пространство не становится бесплатным, просто создается механизм сотрудничества жителей, бизнеса и местной администрации в целях комфортного и эффективного использования городской территории. Кроме того, в результате реализации проекта создается необходимая культура использования благоустроенных (за счет оплаты потребителями и местным бизнесом) парковочных мест. Бизнесы получают возможность стимулировать собственных клиентов при одновременном инвестировании собственных маркетинговых средств в качество городской среды. В результате реализации такого подхода удобная, комфортная и технологичная территория городского центра служит дополнительным инструментом притяжения жителей и гостей любого города.
Совместная забота о комфорте и функциональности городского парковочного пространства со стороны жителей, бизнеса и муниципальной власти обеспечивает эффективное использование такого ценного ресурса, как городская территория. Тот факт, что городское парковочное пространство всех форм собственности не является бесплатным, а лишь бремя оплаты разделяется между всеми заинтересованными сторонами, обеспечивает развитие технологий и информационных систем, позволяющих привлечь в инвестирование в городскую среду любых городских стейкхолдеров, в том числе и расположенных далеко от центра. Технологии проекта «Умные парковки. Город для всех» позволяют распространить ряд преимуществ от размещения бизнеса в центре города на периферийные районы, тем самым обеспечив комплексное и сбалансированное развитие и равномерное покрытие городскими сервисами всей муниципальной территории.
Такой подход исключит появление «медвежьих углов» и «глухих окраин» городов, которые сложно обеспечить транспортом и качественными услугами.
Целевой группой проекта являются все владельцы автомобилей, проживающие в городах, и иногородние посетители центральной и деловой частей городов.
Команда проекта обладает опытом проектной деятельности и компетенциями, необходимыми для реализации проекта, определенные ресурсы имеет, понимает источники недостающих.
Бюджет проекта – 1,5 млн рублей.
Регион
Агломерация городов Заречный и Пенза Пензенской области.
Город
Город Заречный Пензенской области (ЗАТО системы ГК "Росатом").
Контактное лицо проекта
Рябов Алексей Геннадьевич, первый заместитель главы администрации г. Заречного, +79631090159, aryabov78@gmail.com
Ссылки на веб-сайт и группы в социальных сетях
https://m.facebook.com/groups/199185856864420?view=permalink&id=2592821210834194&ref=m_notif¬if_t=feedback_reaction_generic
Приложения (дополнительная информация о проекте)
Проблема
Построение в российских городах комфортной среды – одна из важнейших задач, поставленных «майскими» Указами Президента РФ. При современном уровне автомобилизации населения комфорт городов неотделим от современного парковочного пространства. В настоящее время в большинстве городов России парковочное пространство является хаотичным, малофункциональным и нетехнологичным. Зачастую в местах повышенной ротации жители оставляют личные автомобили на длительное время, в том числе и грузовые. Временное размещение автомобилей происходит в неприспособленных и необорудованных для этого метах – на пешеходных траекториях, газонах, детских площадках, участках без твердого покрытия. Отсутствие общественного консенсуса и сотрудничества приводят к тому, что якобы «бесплатные» парковочные места оплачиваются муниципалитетом из местного бюджета, формируемого за счет налогов граждан. В обществе отсутствует культура платных городских сервисов. Из-за всех этих неурядиц города выглядят неопрятно и дезорганизовано и заметно проигрывают европейским аналогам. Россияне вполне способны сотрудничать между собой, чтобы сделать собственные города красивыми и удобными, однако нуждаются в современных технологиях, которые способны сформировать необходимые городские сервисы, сделать их устойчивыми и функциональными. Совместные усилия общества, бизнеса и властей ради родного города не только способны преобразить его среду, но и сделать горожан настоящими патриотами своей малой родины, гордиться ею сполна.